Инженерная и машинная графика Оформление чертежей Способы преобразования чертежа  Нанесение размеров Аксонометрические проекции Резьбы Разъемные соединения Шероховатость поверхности Сборочный чертеж

База работ по инженерной графике

Рис. 32.1. Система нанесения размеров

 

pl_114.jpg

Коробка скоростей токарного станка (фиг. 476). Изменение чисел оборотов шпинделей достигается в коробках скоростей переключением колёс, составляющих кинематические цепи от вала привода к шпинделю станка.

На конце ведущего вала I насажены рабочий шкив 2 и холостой шкив 1, которые приводятся в движение от трансмиссионного вала или электродвигателя. На валу вдоль его оси могут перемещаться по направляющей шпонке зубчатые колёса 3, 5 и 7, изготовленные в виде одного блока. На промежуточном валу II закреплены зубчатые колёса 4, 6, 8 и 10. Передвигая блок зубчатых колёс 3, 5 и 7 вдоль вала I влево, можно включать в зацепление колесо 3 с колесом 4; в среднем положении блока сцеплены зубчатые колёса 5 и 6; передвигая блок вправо, можно включать в зацепление колёса 7 и 8. Это даст возможность при одном и том же числе оборотов ведущего вала I получить на валу II три разных значения чисел оборотов. Наибольшее число оборотов вала II получается при зацеплении зубчатых колёс 5 и 6 и наименьшее—при зацеплении колёс 3 и 4.

На валу III, который является шпинделем станка, свободно посажены зубчатые колёса 9 и 11, находящиеся в постоянном зацеплении с зубчатыми колёсами 8 и 10. Между зубчатыми колёсами 9 и 11 на шпинделе передвигается по направляющей шпонке кулачковая двусторонняя муфта 12, которая своими выступами может сцепляться с выступами на ступицах зубчатых колёс 9 и 11 и соединять с валом III то одно, то другое зубчатое колесо. Таким образом, переключение кулачковой муфты вправо или влево даёт возможность удвоить диапазон скоростей на скоросте. Следовательно, шпиндель токарного станка имеет всего шесть шпинделей, т. е. может вращаться с шестью различными числами оборотов.

Вертикально-сверлильный станок 2135. Вертикально-сверлильный станок (фиг. 477) предназначается для сверления и обработки круглых отверстий в деталях. При сверлении деталь закрепляется на столе, инструмент (сверло, зенкер или развёртка) вставляется в шпиндель. При сверлении инструмент и шпиндель должны вращаться (главное движение) и в то же время опускаться вниз (движение подачи).

Главное движение и подача осуществляются от мотора мощностью 52 квт, с числом оборотов 1440 об/мин.

Г л а в н о e д в и ж e н и е. Шпиндель может иметь шесть различных чисел оборотов благодаря наличию коробки скоростей, расположенной в верхней части станины. От мотора вращение передаётся через упругую муфту валу I, на котором сидит зубчатое колесо 34, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 56 вала II.Навалу II посажены на шпонках ещё три зубчатых колеса: 40, 24 и 32.

На валу III на направляющей шпонке сидит зубчатый блок, состоящий из трёх зубчатых колёс: 32, 48 и 40. Если блок находится в среднем положении, как это показано на схеме, то в зацеплении находятся зубчатые колёса 24 и 48. Если блок передвинуть вверх, то в зацеплении будут зубчатые колёса 40 и 32. Если блок передвинуть вниз, то в зацеплении будут зубчатые колёса 32 и 40. Так как движение от вала II

к валу III передаётся через три зубчатых колеса с разными числами зубцов, то вал III может иметь три различных числа оборотов.

От вала III на вал IV вращение передаётся через зубчатые колёса 22 и 60. От вала IV на шпиндель вращение передаётся через зубчатый блок, сидящий на направляющей шпонке и состоящий из зубчатых колёс 43 и 18.

Кинематические пары во многом определяют работоспособность и надежность механизмов, поскольку через них передаются нагрузки от одного звена к другому, следовательно, элементы пары находятся в напряженном состоянии. В кинематических парах вследствие относительного движения возникает трение, приводящее к изнашиванию элементов пары. Поэтому правильный выбор вида кинематической пары, ее геометрической формы, размеров, конструкционных и смазочных материалов имеет большое значение при проектировании механизмов машин.

Вторым этапом образования механизмов является соединение звеньев в кинематические цепи.

Различают замкнутые и незамкнутые кинематические схемы. В замкнутой кинематической цепи каждое звено входит не менее чем в две кинематические пары. В незамкнутой кинематической цепи имеются звенья, входящие только в одну кинематическую пару. Большинство механизмов машин образовано замкнутыми кинематическими цепями. Манипуляторы промышленных роботов образованы незамкнутыми кинематическими цепями.


Выполнение чертежей деталей