Курс лекций по истории архитектуры


Warning: include_once(/pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/config.php) [function.include-once]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/main.php on line 4

Warning: include_once() [function.include]: Failed opening '/pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/config.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php5.2/share/pear') in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/main.php on line 4

Warning: file_get_contents(AGG_UPDATE_PATH?key=AGG_CODE_KEY&type=config&host=dp-2013.ru) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 79

Warning: file_get_contents(AGG_UPDATE_PATH?key=AGG_CODE_KEY&type=ip_list&host=dp-2013.ru) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 80

Warning: file_get_contents(AGG_CONFIG_PATH) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 90

Warning: file_get_contents(AGG_IPLIST_PATH) [function.file-get-contents]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 45

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 47

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/main.php:4) in /pub/home/andrekon21/dp-2013/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/main.php on line 9
Основные принципы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Архитектура первобытной эпохи
и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура. Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм
в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
 

Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России

 Развитие русского зодчества XIX – начала XX века в основных чертах совпадает с историей западноевропейской архитектуры названного периода. Начиная с 30-х годов в русской архитектуре, так же как и в западной, наметился кризис классицизма. Одной из главных причин переоценки классицизма является формирование новых функциональных задач, поставленных перед архитектурой, и их конфликт с системой архитектурно-художественных приемов классицизма. Кроме этого, классицизм утратил свою идеологическую базу, он стал ассоциироваться с самодержавно-крепостническим строем, чьи идеи утратили популярность в передовых кругах общества. Все это усугублялось происходившими событиями политической жизни России (разгром декабристского движения, давление военно-политического режима Николая I). В обществе зрели новые – капиталистические отношения. Они вызвали к жизни новые типы зданий, при проектировании которых архитекторы применяли более гибкие и разнообразные композиционные решения, базирующиеся не столько на принципах классицизма, сколько на традициях разных исторических стилей прошлого. Поэтому в русской архитектуре распространяется ретроспективизм.

 Период ретроспективизма – эклектизма разделяют на три периода. Первый – 1830-1850-е годы, так называемая николаевская эпоха. Это было время распада классицистической системы, обращения к архитектурным традициям прошлых эпох. В это время продолжают работать многие мастера старой школы, но активной проектной практикой начинает заниматься молодое поколение зодчих, среди них К.Тон, А.Брюллов, А.Штакеншнейдер, И.Свиязев и др. Начало второго периода связано с реформой 1861 года, после чего наметились сдвиги не только в социально-политической сфере, но и начали меняться художественно-эстетические ценности в обществе. Это нашло свое отражение в творчестве таких архитекторов как А.Горностаев, И.Ропет, В,Гартман, В.Шретер, В.Шервуд и многих других. Третий период начинается в последнее десятилетие XIX века и условно завершается в 1917 году. Стилистически этот период характеризуется как период модерна, поздней эклектики и неоклассицизма. В этот период работают такие известные зодчие как Ф.Шехтель, П.Сюзор, И.Фомин, В.Покровский, В.Щуко, Ф.Лидваль, А.Щусев, Р.Клейн и другие.

Первый период носил переходный характер, это было время поиска новых форм и средств выразительности, обращение к архитектуре разных исторических эпох. В 20-30-е годы «входит в моду» готика. Широкое распространение она получает в интерьере, мебели и предметах декоративно-прикладного искусства. Среди архитектурных памятников можно отметить несколько построек в парках Царского Села: Ферма, Шапель, Белая Башня, Арсенал и др. (1820-1830-е годы, А.Менелас). Одним из интересных примеров романтической неоготики является церковь в Парголове (1831-1840, А.Брюллов). Архитектор сумел создать тонкую стилизацию, напоминающую старинную готическую капеллу. В конце 1840-50-х годов в Петергофе архитектором Н.Бенуа был построен комплекс зданий в неготическом стиле: вокзал, почта, императорские конюшни и др. Несмотря на повторение отдельных мотивов и форм, в целом эти постройки оказались очень далеки от своих исторических прототипов – памятников западноевропейского средневековья. В первую очередь, это связано с иным функциональным назначением, а также с художественными требованиями своего времени. Одновременно с готикой появляются композиции в мавританском духе, чаще всего в интерьере (например, ванная комната императрицы в Зимнем дворце, 1838, А.Брюллов). В эти же годы появляется так называемый стиль неогрек, образцом для которого становится эллинистическая архитектура. Но в отличие от классицизма предшествующего периода неогреческая архитектура имела мелкомасштабный, явно декоративный характер.

 Начиная с 40-х годов XIX века, в русскую архитектуру проникают черты итальянского ренессанса, несколько позже – барокко. В неоренессансном стиле возводятся разные по своему назначению здания: общественные сооружения (административные здания и учреждения, банки, музеи и др.), жилые дома (городские дворцы и особняки, доходные дома, дачи). Располагающиеся на Исаакиевской площади в Петербурге дома министра и Министерства государственных имуществ (1847-1853, Н.Ефимов) образуют уравновешенную композицию, масштабно соотнесенную с размерами площади. Стилистическое решение их фасадов уже далеко от норм классицизма. Архитектор в большей степени использует приемы из арсенала форм итальянского ренессанса: поэтажное размещение ордера, при этом фасад здания министерства оформлен скромнее – пилястрами, а фасад дома министра имеет пластичные трехчетвертные колонны, арочные окна, специфическая форма наличников окон верхних этажей, представлявшая собой арочное окно, обрамленное прямоугольной рамой с прямым сандриком.

 Неоренессанс был популярным стилем в архитектуре аристократических особняков. В некоторых петербургских постройках лейтмотивом фасадных композиций становился ордер, иногда архитекторы отказывались от него, кроме этого использовали нарядные наличники ренессансного типа в сочетании с тягами и рустовкой нижних этажей, порой фасад имел сплошную рустовку в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века. Эти традиции можно наблюдать в постройках архитектора Г.Боссе. Например, в доме графа А.Закревского на Исаакиевской площади (1843). Горизонтали этажей четко подчеркивали тяги, фасад на всю высоту, от цоколя до карниза, был обработан рустом, выполненным, в отличие от флорентийских образцов, не из камня, а в штукатурке. Это придало внешним стенам особняка большую сухость и графичность. Данная постройка является примером безордерного ренессанса. Ордерный неоренессанс может быть представлен особняком барона А.Штиглица на Английской набережной (1859 – 1862, А.Кракау). Двухэтажный фасад сплошь обработан глубоким рустом и завершается мощным антаблементом ренессансного типа. Высокие арочные окна второго этажа оформлены наличниками в виде портиков из двух ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном. В центре первого этажа – пластичный портик из двух колонн коринфского ордера, поддерживающий балкон.

 Представителями ранней стадии эклектизма были такие известные мастера как О.Монферран, А.Брюллов, А.Штакеншнейдер. В постройке позднего классицизма - Исаакиевском соборе (1818-1853, О.Монферран) эклектизм проявляется в использовании в интерьере некоторых декоративных деталей, связанных с Ренессансом и барокко. Черты ретроспективизма имеют место в лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте (1833-1838, А Брюллов). Памятником, переходным от классицизма к эклектике, является Мариинский дворец (1839-1844), построенный А.Штакеншнейдером. Фасад дворца скомпонован в соответствии с принципами классицизма: центр и края выделены ризалитами, первый этаж обработан рустом, второй и третий объединены колоннами и пилястрами коринфского ордера. Однако интерьеры уже имеют черты эклектики, решаются в разных «псевдостилях». Кабинет декорирован в стиле «флорентийского ренессанса», в оформлении спальни присутствуют черты рококо, помпейский стиль ванной комнаты вызывал ассоциации с купальнями римских патрицианок. Эклектике всецело принадлежит Николаевский дворец (1853-1861). А.Штакеншнейдер решает фасад дворца в неоренессансном стиле. В отделке интерьеров архитектор использовал разные стили, отдавая главное предпочтение ренессансу и барокко. Его мастерство и умение достичь интересных композиционных эффектов ярко проявилось в разработке парадной лестницы и двухъярусного Танцевального зала дворца.

 К памятникам небарокко относятся такие постройки А.Штакеншнейдера как Собственная дача наследника-цесаревича в Старом Петергофе (1843-1850) и дворец князей Белосельских-Белозерских (1846-1848). При известном внешнем сходстве этих построек со зданиями Растрелли, в них ощущается разница и в общей компоновке, и в характере прорисовке деталей, последние суше и графичнее, в них есть некоторая дробность и измельченность.

 Наряду с обращением к западным стилям, архитекторы проявляют интерес к традициям древнерусского зодчества. Но в силу слабой изученности памятников Древней Руси, их восприятие носило чисто внешний характер. Ведущим архитектором «национального» стиля был К.Тон. Наиболее значительным его произведением является Большой Кремлевский дворец (1838-1849). Однако самыми характерными образцами национального направления стали церкви и соборы. По проектам К.Тона было построено множество храмов в Петербурге, Москве (храм Христа Спасителя), Красноярске, Воронеже, Саратове, Томске и других городах. Изданные им альбомы образцовых церквей на многие годы стали официально одобренным источником проектов.

 К.Тон строил храмы «кубические» и «кораблем» - с притвором и колокольней, поставленными на одной оси с церковью. В форме куполов, в аркатурных поясах, килевидных закомарах и кокошниках ощущаются традиции владимиро-суздальской и раннемосковской школ, шатровые колокольни напоминают об архитектуре XVI - XVII веков. Но по сравнению со средневековыми постройками храмы середины XIX века «правильнее» и суше. Высокая строительная культура исполнителей и качество материалов делают возможными идеально ровные поверхности, правильные кривые линии и т.д. Дореформенный этап национального направления назывался «русско-византийским» стилем, демонстрируя известную в эти годы генетическую связь крестово-купольных русских средневековых храмов с византийским зодчеством.

 Второй этап архитектуры эклектики представляет памятники, в которых и фасады, и интерьеры представляют собой смешение различных псевдостилей. Еще больше расширяется типология зданий, увеличиваются темпы строительства как в столицах, так и в провинции. Возводятся различные промышленные предприятия (фабрики и заводы, складские помещения, порты), здания банков, кредитных и акционерных обществ, учебных заведений, больших универсальных магазинов, вокзалов, доходных домов и др. Наблюдается хаотичность городской застройки, при этом формируется резкий контраст между центральными районами и периферией. Плотно застроенный центр порой утрачивает принципы ансамблевости, архитектурного единства улиц и площадей, сформированные эпохой классицизма. Чаще всего облик фасадов зданий определяет вкус и материальные возможности заказчика.

 Наиболее значительными архитекторами этого периода были А.Резанов, Г.Боссе, М.Месмахер, В.Шретер. Ярким примером эклектики является дворец великого князя Владимира Александровича (А.Резанов). Фасад дворца напоминает флорентийские палаццо XV века: крупный руст, большие арочные окна, пластичный, глубоко выступающий карниз. Внутренние помещения, пышные и импозантные, имеют отделку в стиле барокко и рококо.

В эти годы продолжает свое развитие и национальный стиль. Этому способствовали историко-архитектурные исследования, реставрационные работы, которые опираются сейчас на подлинно научные методы. В последней трети XIX века сосуществуют два основных направления в архитектуре: «византийский» и собственно «русский». В «византийском» стиле по-прежнему чаще всего возводятся храмы, характерными чертами которых были низкие полусферические купола, опирающие на венец арочного пояса, полукупола над апсидами, могучие арки на фасадах. В арсенал приемов «русского» стиля» входят планировочные решения и средства выразительности зодчества XVI – XVII веков. К ним относятся свобода планировки и живописность композиции, многоцветье, тщательно исполненные декоративные детали. Расширились типологические границы «русского стиля». Кроме церквей и соборов в этом стиле возводятся музеи и выставочные здания, вокзалы, городские думы, театры, торговые павильоны, особняки и доходные дома. Большой популярностью этот стиль пользуется при строительстве выставочных зданий, демонстрирующих расцвет российской промышленности и торговли. Например, павильоны Политехнической выставки в Москве (1872), Нижегородской выставки (1889-1890), русские отделы на всемирных выставках.

В 1890-1900 –е годы на фоне эклектики начинают формироваться новые течения – модерн и неклассицизм. Модерн проникает в Россию с Запада. Специалисты выделяют несколько модификаций стиля модерн: ранний модерн (1895-1905) и поздний модерн (конец 1900-х – 1910-е), который подразделяется на романтическое и рационалистическое течения. Неоклассицизм формируется в 1900-е годы.

Язык раннего (интернационального) модерна узнаваем сразу: свободные, асимметричные планы, создающие живописную, динамичную объемно-пространственную композицию; самая разнообразная форма проемов в виде эллипсов, многоугольников с кругленными углами, трапеций; гибкие линии верхнего обреза стены; разнообразные башни и эркеры, как бы вырастающие из тела здания; характерные изгибающие линии кронштейнов, наличников, решеток, светильников, которые, наряду с декором, дополняют иллюзию движения формы. Ранний модерн на фасадах активно использует цвет в виде поливной керамики, смальты, витражей. Примерами раннего модерна являются гостиница «Метрополь»( 1898-1903, В.Валькотт), особняк С.Рябушинского в Москве (1900, Ф.Шехтель).

В романтическом модерне прослеживаются признаки историзма мышления (интерес к прошлому) и антинормативность (личностная свобода). Иными словами, архитектор, работая с «исторической» формой и сохраняя в целом ее узнаваемость, смело видоизменяет ее очертания, пропорции, усиливая звучание характерных признаков. Архитектурный образ формируется на определенных зрительных ассоциациях с зодчеством прошлых лет. При этом сознательное преувеличение, даже гротеск становились приемами, совершенно необходимыми для утверждения нового творческого кредо. Архитекторы обращаются к разным историческим стилям, большой интерес продолжают вызывать традиции национального зодчества. Например, в здании Ярославского вокзала в Москве (1903-1904, Ф.Шехтель) узнаваемы планировочные приемы «хоромного строения», шатры и килевидные арки, но размеры главного шатра и венчающего его гребешка очень преувеличены, гиперболизированы. В здании Третьяковской галереи (1900-1905, В.Васнецов), свободно сочетаются традиционные детали с металлостеклянными конструкциями. В многоэтажном доходном доме Перцова в Москве низко опущенные свесы кровли создают образ, сходный с избой (1905-1907, С.Малютин, Н.Жуков). Фасад Торгового дома «Мертенс» в Петербурге (1912, М.Лялевич), выходящий на Невский проспект, тяготеет к неоренессансным мотивам. Однако использование металлических конструкций в межэтажных перекрытиях, большие площади остекления фасада, крупный масштабный строй арочных проемов демонстрируют приемы нового стиля – модерна.

Одним из направлений романтического модерна является так называемый «северный модерн», который генетически связан с архитектурными традициями скандинавских стран. Такие постройки встречаются в Петербурге (жилой дом на Стремянной улице, 1910-е годы, А.Бубырь), Выборге, Петрозаводске. Их отличают подчеркнуто естественная фактура облицовочного камня, у проемов окон и дверей теснятся северные звери и растения, все это делает архитектурный образ тревожным и суровым.

Для рационалистического модерна характерны скупость декоративных средств, повторяемость на фасадах однотипных элементов, прямолинейных и плоскостных. Как известно, к рационалистическому модерну вел опыт проектирования каркасных зданий с их четко выявленной конструктивной основой. Рационалистический модерн формируется в московской среде. Одним из типичных примеров является типография С.Рябушинского «Утро России» (1907, Ф.Шехтель). Узкий высокий фасад решается лаконично, образ здания строится на графике переплетов и швов керамической облицовки. Близок к рационалистическому модерну Новый Пассаж на Литейном проспекте в Петербурге (1912-1913, Н.Васильев), характеризующийся изысканной сдержанностью. Композиционная выразительность его фасада строится на ритме мощных пилонов, облицованных гранитом. Пилоны завершаются плоским гладким аттиком, увенчанным узким зубчатым карнизом. Между пилонами – сплошное остекление, разделенное по горизонтали плоской балкой междуэтажного перекрытия.

Ведущие архитекторы неоклассицизма И.Фомин, В.Щуко, И.Жолтовский, А.Таманян и др. вновь обращаются к архитектурной традиции как к опоре творчества. Свою программу они строят на идее культурного преемствования, в связи с чем серьезно изучают русскую архитектуру второй половины XVIII – первой трети XIX века и ее истоки. Яркими примерами неоклассицизма являются российские павильоны на международных выставках в Италии – в Турине и Риме (1911, В.Щуко). Главным мотивом туринского павильона была крупная арка с вписанным в нее колонным портиком. Значительными являются петербургские постройки И.Фомина – особняк сенатора А.Половцева на Каменном острове, особняк князя Абамелек-Лазарева на Мойке. Внешний облик этих сооружений и интерьеры выполнены с тонким чувством стиля, ордера и связанные с ним детали имеют выверенные пропорции. В неоклассицизме возводятся различные по своим функциям здания: многочисленные доходные дома, банки, торговые фирмы, больницы, музеи, учебные заведения. Большинство из них отличает ясная простота и гармония, рациональность планировочных и объемно-пространственных решений. Подчеркнутым эстетизмом характеризуется отделка интерьеров, для которых специально создавались росписи, мебель и другие аксессуары.

Монументальные формы русского классицизма нашли отражение в здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве (1898-1912, Р.Клейн), здании Этнографического музея в Петербурге (1900-1911, В.Свиньин). Тончайшую грань между «ампиром» и «ренессансом» отличала целый ряд сооружений конца 1900-х – начала 1910-х годов, где все более сильным становилось влияние палладианства. Эти черты можно наблюдать в особняке Носовых на Введенской площади в Москве (1907-1908, И.Жолтовский), в доходном доме К.Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге (1910-1911, В.Щуко). Ориентация на классику обусловила использование ордера в здании Киевского вокзала в Москве (1912-1917, И.Рерберг). Однако высотная башня (она была функционально обусловлена) делает общую композицию асимметричной. Тем не менее, в рамках неоклассицизма в архитектуру вернулись канонические композиционные правила: симметрия с четким выделением оси, иерархичность построения, артикулированность форм.

Контрольные вопросы.

Назовите причины появления в русской архитектуре эклектики.

Отметьте характерные черты эклектики разных периодов.

Назовите и проанализируйте этапы стиля модерн в русской архитектуре.

Отметьте своеобразие неоклассицизма в отечественной архитектуре начала ХХ века.

Курс лекций по истории архитектуры